На фоне разнообразия современных отделочных материалов все большую популярность приобретают всевозможные нестандартные способы декорирования. В частности, в сегменте «эксклюзив» это настенные и потолочные росписи. Подобное решение однозначно следует отнести к разряду дорогостоящих, однако преимущества его зачастую оправдывают вложения: художественная роспись не только придает интерьеру индивидуальность, но и позволяет превратить недостатки помещения в достоинства.
От настенного рисунка
Пожалуй, именно настенную живопись следует отнести к наиболее ранним проявлениям творческой деятельности человека. Примитивные сцены охоты и быта и ритуальные наскальные изображения от современных, порой фантастических сюжетов отделяет дистанция в несколько десятков тысячелетий. На этом пути каждая эпоха привносила свои открытия и нововведения. Уже древнеегипетская цивилизация подарила миру технику фрески и темперной живописи, когда в III тыс. до н. э. художники начали расписывать стены дворцов сюжетами предполагаемой загробной жизни. Великое искусство Греции оставило знаменитые росписи Кносского дворца, Пилоса и Микен, датируемые 1700 годом до н. э. Апогеем римского монументального искусства можно считать грандиозные фрески Помпеи и Геркуланума; уже тогда настенная живопись, выполненная восковыми красками, стала главенствовать в жилом интерьере и служить показателем культурного уровня и общественного статуса владельца дома. Мастера Возрождения научились создавать сложнейшие пространственно-живописные композиции, используя эффект иллюзии. С этой эпохой связаны имена таких гениев фресковой живописи, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Средневековая Европа подарила миру разнообразие технических приемов и внесла целый ряд особенностей в приготовление красок, грунтов и лаков.
В России расцвет настенной живописи пришелся на эпохи барокко и классицизма. Со времен Петра I монументальная живопись была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как ее органическая часть.
Как и повсеместно в Европе, на отечественной почве идеально привились темпера и фреска; наряду с ними были широко распространены масляная, масляно-лаковая и клеевая техники. И если у истоков формирования светского жанра изначально стояли приглашенные иностранные живописцы, то уже к середине XVIII века появились русские мастера европейского уровня. В это время в моду уверенно вошли альфрейная живопись, всевозможные гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и цветовой декор стен, то есть, по сути, приемы, актуальные и по сей день.
Техники и технологии
Традиционная настенная роспись чаще всего предплагала технику фрески, темперно-клеевой способ, использование краски на расплавленном воске (энкаустику) или же масляной краски по сухой штукатурке. Кроме того, живописные работы выполнялись на деревянной панели или холсте, которые затем наклеивались на стену. Из всего наследия прошлого наибольшее распространение в монументальном искусстве получила фреска и темперно-клеевая живопись. Время вносило свои дополнения. Так, в середине XIX века появилась водостойкая темпера, которая имела несколько достоинств: лучше пропускала воздух, то есть была гораздо экологичнее масляных покрытий, ее стало возможным мыть.
В 1950-е годы художники-монументалисты взяли на вооружение водоэмульсионные и дисперсионные краски, а также изобретенный в то время акрил. Преимущества нового материала оказались очевидными: легкость в приготовлении и минимальное время высыхания, а главное – возможность использования во влажных помещениях.
В наши дни чрезвычайно популярны и другие технологии, скажем аэрография, при которой рисунок наносится на стену или потолок с помощью струи воздуха с мельчайшими капельками краски. Нередко можно встретить и примеры потолочных или настенных росписей с использованием флуоресцентных красок – светящихся в темноте и абсолютно невидимых при дневном свете.
Относительно недавней новинкой на рынке стали декоративные фрески на эластичной штукатурной основе. Они устойчивы к перепадам температуры, поэтому могут применяться не только во влажных помещениях, но и при наружной отделке фасадов. Внешне покрытие представляет собой традиционную фреску, которая при помощи обычного монтажного клея крепится на любую поверхность. При этом заказчик может самостоятельно выбрать сюжет, размеры и «возраст» произведения: фреска искусственно состаривается и стилизуется под любую эпоху.