Начало » » » «Опять тащишь мусор?», или С чего начинается коллекционирование
«Опять тащишь мусор?», или С чего начинается коллекционирование
Сколько раз вы повторяли фразу: «Брось эту палку! Зачем она тебе?».
Любой нормальный ребенок пытается принести что-нибудь домой. А вы этому, естественно, сопротивляетесь. Потому что предмет, выбранный ребенком как часть интерьера, совершенно не укладывается в ваше понятие эстетики жилья. Заметим, кстати, что это – общее правило, почти закон (его можно назвать «законом полного несоответствия вкусов предков и потомков» – круто, правда?).
Вам никогда не приходило в голову спросить, а почему палка? Почему именно эта палка? Поинтересуйтесь при случае. У каждого ребенка – свои критерии красоты. Мой, например, усаживался возле серванта, крутил ключ в замке и приговаривал: «Касиво!» (красиво, сами понимаете). А что красиво? Нам это не понять.
Но можно направить. То есть привить какие-то эстетические вкусы, не запрещая в принципе тащить что-то домой.
Итак, ребенок начинает приносить. Палки, железки, гвозди, шурупы, дощечки, фанерки, стеклышки и прочий мусор (по вашим понятиям). Хотите извлечь из этого пользу? «Да, – скажете вы. – Но как?»
Первое – разложите вместе с ребенком все принесенные им вещи по кучкам: стекло, дерево, железо (первый признак – материал). Потом в каждой группе предметов определите следующие признаки классификации, например: готовые изделия, заготовки, крепеж, сырье и т.д. Для каждой кучки найдите какую-нибудь коробочку, все сложите в коробочки и отдайте им (коробочкам) кусок вашей жилплощади (как бы больно вам это ни было). При этом скажите ребенку: «Это – твое хозяйство, следить за ним будешь сам. Здесь всегда должен быть порядок!»
«Зачем? Это же мусор!» – раздается крик вашей души. Я понимаю! Но лучше упорядочить собирательство в зародыше, чем потом находить разные предметы в самых неподходящих местах (или слышать, как ребенок пытается что-то найти в своих залежах, не может и злится!).
(Так вы знакомитесь с первым и основным достоинством коллекционирования – классификацией! По-моему, человек классифицирует всю свою сознательную жизнь, можно сказать, ежедневно и ежечасно. И чем раньше ребенок обретет навыки классификации – тем проще ему будет идти по жизни.)
Но вот среди бесполезных (на ваш взгляд) вещей появляется какая-то монетка. Интересно, что это? А, это двадцатчик 50-летней давности. Знакомая до боли, на нее когда-то можно было купить стакан газировки без сиропа. Теперь уже вы решаете: пусть полежит. И вы теперь можете объяснить вашему дитяти, что это такое. И оно (дитя) автоматически, без усилий запоминает вид этой монетки (как бы фотографирует), и будет помнить это очень долго! Вот это последнее и есть самое главное преимущество детской памяти: она вбирает в себя все и надолго.
Коллекционирование начинается с одного предмета: пуговицы, марки, монеты, винной этикетки, вкладыша от жвачки – неважно, с чего. Заботиться надо только о том, чтобы этот предмет не был грязным (если он моется – его надо помыть перед тем, как положить на хранение).
Золотой динар Варахрана Второго
Само по себе коллекционирование очень многогранно: навыки классификации, познание чего-то нового, вложение капитала… Но коллекционирование может послужить и фактором, объединяющим семью. Когда у меня появляются новые марки, монеты или что-нибудь другое – все семейство в курсе. Мало того, это формировало (и продолжает формировать) и кругозор детей: знакомство с живописью, архитектурой, животным и растительным миром было существенным дополнением к знаниям, полученным из литературы. Дети до сих пор приносят мне монеты (иногда получая их от своих знакомых – специально для меня!).
(Интересные ощущения иногда возникают. Мой знакомый – писатель принес мне свою статью об Абае Кунанбаеве, в этой статье есть упоминание о Чокане Валиханове. Марка с портретом Чокана немедленно всплыла в памяти).
Фото: Денис Кравцов
Сейчас я пополняю свои коллекции по случаю, иногда покупаю то, что кажется интересным. Один из таких предметов – пивная кружка с клаксоном. Другой – английская бульонная чашка из костяного фарфора.
Иногда монете доверяют решение самых важных вопросов в нашей жизни. Орел или решка, загадываем мы свою удачу. Орел - это понятно, двуглавый орел. А решка - решетка из вензеля на обратной стороне монет...
Филумения. Предметом этого вида коллекционирования являются этикетки от спичечных коробок, а также бланковые этикетки тематических наборов. Филумения возникла в 1805 году в Англии вместе с появлением ...
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быть...
5300 лет пролежал в леднике долины Этц в Альпах доисторический охотник, смертельно раненый стрелой с каменным наконечником. Когда его нашли и обследовали ученые, оказалось, что в крепко сжатом кулаке ...
Что былоДо 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”. Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106. ...