В известной сказке английского писателя Р. Киплинга есть такое обезьянье племя - бандерлоги. Живут и перемещаются большой стаей. Каждый отдельный бандерлог всегда обезличен, его трудно выделить из общей массы, отличить от других бандерлогов. Они постоянно и громко болтают, не слушая друг друга, но решения принять не могут. Поэтому они ищут себе царя, который будет все решать за них. Зато у них есть большое чувство юмора: взять и забросать объедками или обгадить продуктами своей жизнедеятельности, например, тигра, а затем громко насмехаться над ним.
Скажите, читатель - в людском племени они никого Вам не напоминают? В нашей жизни бандерлогами принято называть серую, обезличенную массу людей со стандартными взглядами, вкусами и интересами. А как они ведут себя в жизни? Вам приходилось наблюдать, как на автомобиле въезжает в лесопарк, куда нельзя въезжать, шумная компания людей, разводят костер, обламывая ветки деревьев и кустов, чего категорически нельзя делать, начинают жарить шашлыки, а потом уезжают, оставив под ногами мусор, объедки, бутылки и т.д., хотя совсем недалеко стоит контейнер или мешок для мусора. Конечно, таким ничего не стоит бросить пустую пачку сигарет или бумажку от конфет где угодно, включая подъезд собственного дома. А после «активного отдыха» соответствующие службы вывозят мусор тоннами, так что любой праздник превращается у них в кошмар.
Думаю, что и у себя дома такие люди ведут себя не намного лучше. Ну, такое поведение людей спившихся, опустившихся, потерявших ориентиры в жизни, еще как-то можно объяснить. Но почему же так ведут себя с виду совершенно нормальные люди? Для объяснения этого можно привести по крайней мере два поведенческих стереотипа, два вида поведения.
Некоторые люди, особенно молодые и считающие себя таковыми, не без влияния СМИ осознают себя новым свободным поколением, не чета родительскому, поэтому демонстративно не придают порядку в собственной квартире, в доме и вокруг него ни малейшего значения, да и особой потребности в нем, пожалуй, не испытывают. Они выше всего этого, они живут высокими духовными интересами и большими делами. Конечно, в детстве их приучали и постель застилать, и держать в чистоте квартиру, подъезд, двор и другие места общего пользования. Но теперь они выросли, они взрослые, они сильно заняты, и их трудно бывает убедить, что хаос и беспорядок вокруг человека явно выдает внутреннюю несобранность его самого, плохо сказывается на его настроении и работоспособности, так как является проявлением дисгармонии, внутреннего разлада, неблагополучия.
Второй тип поведения исходит, как это ни странно, из массового обращения наших людей к религии. У наших православных, в большинстве своем - новообращенцев, очень часто наблюдается большая разница между поведением в церкви и в быту. У новообращенных, многие из которых пришли к православию через богоискательство, возникает желание отделить себя от окружающего мира, «погрязшего во зле». Считая, что они, в отличие от неверующих, живут исключительно «высоким и духовным», они относятся к остальному миру, к другим людям с самодовольством и гордостью, с чувством собственного превосходства, с неприязнью и равнодушием. Все большее значение в их жизни занимает обрядовость, а вот повседневными делами и обязанностями они частенько пренебрегают, вызывая разлад в семье, делая других ее членов несчастными заложниками своих новых стереотипов. Понятно, что к христианскому смирению пред лицом Господа и к любви к ближнему своему такое поведение не имеет никакого отношения.
У меня есть знакомые - молодая семья и очаровательный малыш Федор 1,5 лет от роду. Семья довольно обеспеченная, поэтому есть еще и приходящая няня - пожилая женщина. В ее обязанности входит только уход за ребенком - накормить, напоить, помыть, погулять, развлечь и т.д. В общем, хлопот полон рот. Но, приходя на работу, она начинает ее с наведения порядка в квартире, о чем ее никто не просит, потому что не понимает, как в хаосе и беспорядке можно приучить к чему-то маленького ребенка, того самого красавчика Федора. А придя следующим утром, вновь застает в квартире полный кавардак и разгром. Казалось бы, это не ее дело, но она не может иначе, она огорчается и удивляется, как можно так относиться к собственному жилищу, купленному и отремонтированному за большие деньги, и к собственному, горячо вроде бы любимому, ребенку.
|