Помню, как в детстве я обожала рассматривать пожелтевшие снимки в семейных фотоальбомах: папа и мама в детстве, дедушка и бабушка в день свадьбы, студийное фото прадедушки…. Я подчас не знала, кто есть кто на этих пожелтевших фотоснимках, и спрашивала об этом у родных. Но они тоже помнили и знали не всё и не про всех участников далекой семейной фотосъемки.
Потом я собирала эти семейные реликвии, вытаскивая их из пыльных коробок, стоящих на антресолях у родственников, из шкафов, где они валялись забытыми, и даже вынимала из выброшенных вещей – некоторые мои современники не всегда понимают ценность семейной фотографии. Одна из фотографий была найдена мною под паркетом, который снимал в старой квартире дедушка перед тем, как переехать на новое место жительства. Никто не знал, что это за фото, как оно попало под паркет и кто изображен на нем, но лицо красивой девушки из XIX века завораживает меня и по сей день.
А еще одна фотография была найдена между стеклом зеркала и задней стенкой трюмо, которое переехало из городской квартиры на дачу. Видимо, когда-то карточка была вставлена между зеркалом и основанием трюмо, за неимением рамки, а потом просто провалилась между ними. Эта семейная реликвия особенно дорога мне. На ней моя бабушка по матери вместе со своим первым мужем.
Они поженились перед самой войной, он был офицером и пропал без вести в самом начале 1941 года. Детей у них не было, но бабушка продолжала ждать его и после войны. И мой дед чуть ли не силой заставил ее выйти за него замуж. Потом дедушка с бабушкой душа в душу прожили вместе почти 40 лет, вырастили двоих дочерей и троих внуков. Дедуля пережил бабушку на 10 лет и успел понянчить свою правнучку. А мы всегда считали, что нам никогда не суждено увидеть лицо того безвестного героя Великой Войны, память о котором бабушка хранила всю свою жизнь и от которого ничего не оставалось, кроме ее воспоминаний. Но довоенное трюмо, пережившее войну, мирное время и множество перемен последних десятилетий бережно сохранило и открыло нам бабушкину тайну. Мы нашли это фото, когда ни бабушки, на деда уже не было в живых и этот крошечный кусочек картона на долгое время стал героем семейных бесед. Теперь этот человек останется жить в рассказах, которые я никогда не устаю пересказывать своим детям.
Моя тетушка, всю жизнь прожившая в Москве, тоже хранила старые снимки своей семьи. И ее наследство составляет большую часть моего собрания семейных фотографий. Я подписала на них имена всех, кого она смогла вспомнить, а мой отец (младший из шестерых детей моей бабушки) составил для меня историю своей семьи, так как он ее помнил. Часть этих записей написана от руки. А листочки с ними немного пожелтели и составляют единое целое со старыми семейными фотографиями.
Коллекция пополнилась фотографиями из семейных альбомов мужа, и я продолжу ее пополнять, когда мои дети обзаведутся своими семьями.
Они всегда со мной – эти древние семейные фотографии, некоторым из которых скоро исполнится 100 лет. Я бережно храню их в тяжелом и толстом фотоальбоме. И я все с тем же детским любопытством смотрю на лица своих предков, пытаясь угадать, что они думали, что чувствовали, когда фотограф нажимал на кнопку, утверждая, что где-то внутри его аппарата прячется птичка?
Я помню, что даже в прошлом веке к семейной фотографии относились иначе, чем сейчас. Фотографа приглашали домой или отправлялись к нему в студию, потом ждали результата, а получив снимки, долго их разглядывали, сравнивали с семейными фотографиями, сделанными в другие времена. И обнаружив сходство внучки с прадедушкой, вся семья радовалась.
Теперь все изменилось. Пищит телефон: «Вам пришла ммс-ка». Читаю: «Это мы с мужем и сыном». На ней ничего не рассмотреть, но теперь приходится довольствоваться именно такой «семейной фотографией».
В письме, полученном по электронной почте, приходит вложение (хорошо, если антиспамовая система компьютера не отправит эту «посылку» в мусор).
А можно прислать в письме и просто ссылку на какое-нибудь интернет-хранилище, где хранятся впопыхах, наспех, при неудачном освещении, непрофессионально сделанные «семейные фотографии». На них лица вывернуты из-за неправильно выбранного объектива. На половине фотографий красные глаза, которые даже в заретушированном виде не станут живыми и выразительными. И все это издевательски называется «Мой семейный фотоальбом».
|