Наверное, древнейшим из всех искусств для нас является керамика. Непонятно каким чудом уцелевшие образцы обожженной глины, дошедшие до нас с доисторических времен, в равной степени изумляют как своим возрастом, так и сохранностью. Безусловно, керамика долговечна, практична, красива. Именно поэтому она вошла в обиход на заре цивилизации и актуальна до сих пор.
Хорошо известное сегодня слово «керамика» возникло у древних греков; так они называли горшечную глину, от чего, собственно, и произошло греческое keramos, то есть глиняная посуда. В более широком смысле керамикой называли любые изделия, для которых глина (смешанная, как правило, с полевым шпатом, кварцем или известью) стала главным сырьем. Способ создания изделий, кажущихся нам сегодня такими примитивными, был примерно следующим: необходимые исходные вещества смешивались в единую массу, из которой вручную или на поворотном круге изготовлялась форма, которая потом обжигалась в печи. Кстати, керамика довольно долгое время оставалась продуктом ручного труда. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры стало событием огромной важности. Конечно, сегодняшнее керамическое производство представляет собой несравнимо более сложный технологический процесс. Однако по сути ничего не изменилось: керамика по-прежнему играет роль «дитя природы», то есть надежного и в экологическом смысле идеального продукта трех стихий – земли, воды и огня.
В не меньшей степени благодарным материалом керамика считается и с точки зрения исторической науки: столь систематической и последовательной картины развития человеческого общества нельзя обнаружить ни по какой другой отрасли ремесла, кроме как гончарной. Керамика не была подвержена атмосферным воздействиям в той степени, как дерево, металл, ткани или иные материалы, поэтому дошла до нас в блеске и великолепии всех эпох и культур.
И в пир, и в мир
Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что появление керамики явилось результатом осознанной человеком необходимости. Причем в разных областях. Не случайно нашим предкам понадобилось придумать терракоту и майолику, фаянс и фарфор, так называемую каменную массу, которая по своим технологическим свойствам также относится к керамике, или шамот. Известно, что до того как стать строительным материалом (кирпичом или напольным покрытием – плиткой), керамика долгое время служила домашней утварью – посудой. Удивительно, но и сегодня, в эпоху высоких технологий, когда глиняный горшок всего лишь яркий аксессуар какого-нибудь этностиля, а не предмет первой необходимости, все та же керамика играет партию первой скрипки и при строительстве дома, и в облицовке стен ванной комнаты, и на кухонном столе.
И если в качестве строительного материала или декоративной поверхности керамика переживала то взлеты, то падения, то в бытовом смысле ей нет, не было, да, наверное, и не будет равных, даже при нынешнем разнообразии металлической, стеклянной и пластиковой посуды. Что уж говорить о временах, когда о тефлоне и антипригарных покрытиях не помышляли: керамика была не просто самым распространенным, но зачастую и единственным видом домашней утвари. Спору нет, выдалбливание каменной ступки – процесс, быть может, и творческий, но уж очень утомительный. Поэтому уделом наших далеких предков много веков оставались именно глиняные горшки с землистым, окрашенным и пористым черепком.
Лирическое отступление
Несмотря на то, что мы ежедневно сталкиваемся с такими понятиями, как фаянс и даже фарфор, глазурованная плитка и просто кирпич, слово «керамика» вызывает ассоциации с чем-то из области древнего декоративного искусства. Чтобы «услышать» керамику, стоит пробежаться по Этнографическому музею или лишний раз посетить экспозицию первого этажа Эрмитажа. Действительно, керамика – это то, что так и осталось «вне времени», там, в далеком прошлом, не успев трансформироваться в ренессансную майолику и уж тем более в веджвудский фарфор.
Но «атмосфера» керамики присуща и интерьеру. Один и тот же продукт высоких технологий в зависимости от своих декоративных свойств может выглядеть как кафель, а может – как керамическая плитка.