Отправной точкой в формировании восточного сада стало положение дзЭн-буддизма, согласно которому «красота природы есть одна из форм постижения истины». На протяжении веков сад располагал к созерцанию и вызывал в наблюдателе эмоциональный отклик, способствовал обострению эстетического восприятия и стимулировал поэтически-метафорическое мышление. Восточный сад всегда был местом для медитативного времяпрепровождения, погружения в себя, поисков внутренней гармонии, исцеления, обретения душевного покоя. Ревностно почитаемые, его древние традиции живы и по сей день.
Ответов на вопрос, что такое восточный сад, - множество. Для нас это в первую очередь экзотический уголок юго-восточной природы, выполненный в миниатюре и эффектно декорирующий пространство рядом с загородным коттеджем. Для кого-то восточный сад - профессия, для многих - философия. В основе его композиционного принципа создание гармоничного равновесия всех элементов, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Одновременно для восточного сада важно «отрицание равенства»: его объемно-пространственные элементы обязательно должны существенно отличаться друг от друга по размеру и размещаться в саду асимметрично. Аксессуары восточного сада, изготовленные, как правило, из дерева или камня, имеют простые и лаконичные формы. В редких случаях используется бамбук, из которого делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков, беседок и многое другое.
Помимо религиозного начала, символизм восточного сада связан также с трактовкой природы. Парадокс в том, что очевидная рукотворность такого сада призвана воспроизвести картину нетронутого человеком ландшафта. Восточный сад - это своего рода Вселенная в миниатюре. Действительно, камни в саду символизируют скалы и горы, небольшие водоемы изображают озера, а ручейки с несколькими уровнями и перепадами - бурные горные реки. Даже если вода не присутствует формально, ее с успехом заменяют белая галька, гравий, песок или просто земля; для имитации же водной поверхности на их выровненной плоскости создается рисунок волн или концентрических окружностей, которые огибают, например, камни-скалы или камни-острова. Все в восточном саду содержится в идеально ухоженном состоянии, и ходить здесь можно только по специальным дорожкам. Что касается знаменитых бонсай - не стоит сомневаться, что они представляют собой точную копию деревьев, уменьшенных в десятки раз!
Пестроте, яркости, насыщенности деталями и аксессуарам предпочитается спокойное и свободное пространство. Согласно буддистской философии, сунъята (пустота) олицетворяет собой свободу и будущее. Именно пустота создает ощущение безбрежности и бесконечности мира и бытия, помогает человеку отрешиться от суетных мыслей.
Яркие краски Китая
Восточные сады известны в Европе с ХIII века, а уже к ХVIII они завоевали популярность и стали предметом серьезного изучения. Но на Востоке искусство создания сада появилось гораздо раньше. В частности, в Китае оно насчитывает более трех тысяч лет. И традиции свято соблюдаются и по сегодняшний день. Несмотря на казалось бы светское предназначение сада (там, как водится, пели и танцевали, музицировали и проводили досуг состоятельные землевладельцы), искусство его формирования всегда имело глубоко религиозные корни. Восточный сад - это арена противоборства и взаимопроникновения двух начал: инь и ян. Каждое растение несет в себе их энергию, каждая деталь пейзажа становится обозначением того или иного символа. Общая конструктивная схема сада - горы и вода, причем «скалы» четко выступают на фоне озера или пруда, создавая в ландшафте яркий контраст.
Китайский сад традиционно отличался присутствием в нем растений, имеющих как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко там высаживали плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Еще одним непременным его атрибутом были и остаются ценные породы деревьев, такие как вечнозеленая сосна, символ благородства, или бамбук, олицетворявший живительную пустоту. Кроме того, нередко в китайском саду можно встретить так называемые «деревья счастья» - сливу и персик, плачущие ивы и стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Не менее важная роль в китайском садоводстве отводилась и разведению декоративных цветов. В частности, одних только пионов, воплощавших активное начало ян, было выведено более сотни. Пассивное же начало - инь традиционно представлено хризантемой, ставшей символом покоя и долголетия. Кроме того, в Китае всегда были популярны розы и гортензии, нарциссы и гиацинты, гранаты и орхидеи и, разумеется, цветки лотоса. Все это великолепие высаживалось по канонам пейзажного стилевого направления, порою, правда, образуя спонтанные партеры и клумбы, но чаще - беспорядочные заросли у воды и отдельные яркие островки. Китайский сад не подчиняется столь жестко обособлению определенных зон, как это принято, скажем, в японском саду.