Практически каждый человек сталкивался с автомобильными проблемами. Особенно часто, если изначально приобретался «поношенный» автомобиль. То резина лысая, то радиатор течет, то перерасход масла, то что-нибудь стучит, звенит и взрыкивает. В общем, с машиной «что-то не то». Большая часть этих проблем проявляется чуть не сразу после покупки, вызывая вполне здравую мысль: нужно было покупать новый автомобиль, а не связываться с подержанным. Но далеко не все могут позволить себе покупку новой машины.
Откуда же столько проблем с подержанным автомобилем? Ведь при покупке любой потенциальный автовладелец считает, что приобретает металлическое счастье, которое будет таким же верным другом, как собака, только не придется кормить и выводить на прогулку. А потом неожиданно оказывается, что «собака» требует не просто косточку в миске, но целый мясокомбинат, и несчастный автовладелец становится завсегдатаем автосервисов или бессменным клиентом дяди Васи из соседнего гаража. Почему?
Основная проблема заключается в том, что покупатель не может составить верное представление о понравившемся автомобиле. Машину выбирают, исходя из расцветки, объема двигателя, обивки салона и так далее, вместо того, чтобы определять действительно существенные параметры.
Вспомним историю. Как наши предки выбирали коня. Они редко обращали внимание на масть – разве что если речь шла о породистых животных. Если же нужна была рабочая лошадка – в телегу запрячь, поле вспахать – то какая разница: бурый ли он, чалый, а то и вовсе сиреневый в крапинку. Зато внимательно осматривали ноги, проверяли зубы, следили за скоростью реакции. Кроме того, существовало целое искусство оценки коня по продавцу. Старались не покупать у продавцов мрачных, неразговорчивых, обладающих какими-либо физическими недостатками. Идеальный продавец должен был быть улыбчивым, румяным, разговорчивым и здоровым.
Даже удивительно – почему забыт такой ценный опыт? Ведь выбор автомобиля – это практически тот же выбор коня, и неважно, что один из них заправляется бензином, а второй – овсом. Принципы сохраняются. Не было ли у коня травм – не побывала ли машина в ДТП; не болело ли животное – какие неисправности были у данного автомобиля; сколько было хозяев у коня и почему его продают – и то же относится к автомобилю. Список аналогичных вопросов можно продолжать долго.
А оценка продавца? Почему-то о ней забывают, стараясь оценить лишь автомобиль. Но ведь это очень существенно! Психологи утверждают, что «дефекты» продавца зачастую совпадают с дефектами продаваемого им автомобиля. Если он говорит «невнятно» – есть трудности в системе выхлопа. Если вялый – проблемы с топливом и поршневой группой. Если всё время качается и прыгает – трудности с подвеской и амортизаторами. Если одежда внизу (под верхней) неказистая – машина скоро начнёт ржаветь. Если продавец сидит молча и насупился – машину у него покупать нельзя.
Покупая что автомобиль, что коня, нужно не только слушать, что говорят, но и обращать внимание на то, как говорят. Выражение лица можно контролировать: вспомним хотя бы любителей карточных игр. А вот жесты, так называемый язык тела, гораздо сложнее поддается контролю. Поэтому, внимательно наблюдая за жестикуляцией продавца, можно определить, сколько правды в том, что он рассказывает.
Прикрытие рта рукой, скрещенные руки или ноги, нервозное подергивание плечами, излишняя жестикуляция, неожиданное покраснение или побледнение кожи, расширение или сужение зрачков – это все признаки обмана или утаивания информации. Задавая продавцу тестовые вопросы и наблюдая за его физиологической реакцией, можно составить «шкалу правды» и пользоваться ею, выясняя прошлое и настоящее автомобиля.
Предки мудры были, знали об этом, пусть даже не могли объяснить с точки зрения науки. Они рассматривали не только коня, но и продавца и никогда не приобретали животное у подозрительного человека – себе дороже обойдется.
Часто, выбирая автомобиль, забывают соблюдать баланс между плюсами и минусами. Наверняка у каждого есть знакомый, который, польстившись на бросовую цену, купил машину «не на ходу», надеясь привести ее потом в приличное состояние за небольшие деньги. Обычно, когда наступает «потом», выясняется, что ремонт стоит куда как дороже, чем обошелся бы вполне нормальный, беспроблемный автомобиль. Критическая сумма сомнений равна трем при наличии одного супервыигрышного фактора.
|