каталог статей
Поиск:
пример: сотовые телефоны расширенный поиск
Начало » » » Есть ли общие корни у советской индустриализации и шведского автопрома?

Есть ли общие корни у советской индустриализации и шведского автопрома?

С конца XIX века Швеция была знаменита на весь мир своими шарикоподшипниками. Она поставляла их огромными партиями даже в США. Сам Генри Форд закупал подшипники у шведов. Так что когда в СССР объявили о начале индустриализации и было решено наладить производство шарикоподшипников, столь необходимых в народном хозяйстве, советское правительство обратилось за содействием именно к шведскому монополисту в производстве шарикоподшипников – концерну SKF, заводы которого располагались в Гётеборге.

Руководство SKF командировало в Москву отменного специалиста – молодого инженера Ассара Габриэльсона. По его проекту и под его контролем был построен знаменитый «Шарик», или ГПЗ №1. Ассар Габриэльсон прибыл в Советский Союз в конце 1922 года, а в начале 1924 года отбыл на родину, где получил повышение и возможность продвигать в концерне более-менее серьёзные проекты.

Примерно в 1925 году господин Габриэльсон озаботился транспортной проблемой Швеции. В шведских городах перевозки населения осуществлялись в основном трамваями, автобусов было гораздо меньше, а такси – считанные единицы, и то разве что в Стокгольме и Мальмё. Автомобили же в Швеции считались роскошью. Стоило отъехать от Стокгольма – и вокруг были одни крестьянские телеги. На звук мотора в провинции собирались не только дети, но и взрослые. На север Швеции автомобилисты не забирались вообще, поскольку на узких просёлках с глубокими колеями невозможно было даже развернуться.

В Швеции легковых автомобилей не делали. Начавшие в начале века их выпуск фирмы SCANIA и VABIS через несколько лет перешли на производство грузовиков. Немногие автомобили в Швеции были американского и немецкого производства. Отдельные американские образцы наиболее подходили для дорожных условий Швеции, поскольку были простыми и прочными.

Габриэльсон обратился с просьбой к руководству SKF выделить участок под производство автомобилей. Просьба была удовлетворена. Габриэльсон получил в своё распоряжение бывший склад. К 1927 году было завершено оборудование в его помещениях производственной линии.

За помощью в изготовлении необходимого производственного оборудования Габриэльсон отправился в Америку. Там он разыскал многих некогда приехавших из Швеции специалистов или потомков шведских иммигрантов, работавших на американских автозаводах, и уговорил их репатриироваться. Среди них был школьный друг Габриэльсона Густав Ларсон, обосновавшийся в Штатах не так давно. Соответственно и конструкция будущих шведских автомобилей была позаимствована в Америке, например, у машин Hupmobile фирмы Hupp Motors, с которой Габриэльсон и переманил Ларсона.

Габриэльсон и Ларсон отметили встречу и начало будущего предприятия обедом в одной из лучших пивных Стокгольма, украшением которого были великолепные раки. Первая среда августа – традиционный день начала лова раков в Швеции, и все крупные начинания шведы стараются осуществлять в этот день, поскольку по народному поверью это обещает удачу.

Сначала было изготовлено несколько прототипов. Их дизайн был разработан Хельмером Мас-Олле – вообще-то крупным шведским портретистом, но этот молодой человек был увлечённым автомобилистом, ездил на довольно экзотической машине – французском Voisin, для которого самостоятельно изготовил оригинальный кузов. Мас-Олле позаимствовал технические решения французской фирмы Weymann. Кузова по его проекту получились угловатыми, и их прозвали Dallakoferten – так называли обшитые кожей сундуки, распространённые в шведской провинции Далекарлия. Фамилия Мас-Олле безошибочно выдаёт уроженца этой провинции. Кроме того, автомобили были покрашены в разные цвета, поэтому один из них, цвета морской волны, прозвали «Русалкой», другой, чёрный – «Якобом» в честь старшего заводского испытателя.
Именно Мас-Олле придумал укрепить фирменный знак на радиаторе с помощью косой металлической планки.

Сам знак напоминает символ Марса, вообще же кружок со стрелкой весьма распространён в мире – и в скандинавской, и в кельтской, и в ведической, и в арийской мифологии, и везде символизирует железо, кузнечное ремесло, мужество и наиболее грозные стихии. Для шведов это – знаменитый молот Тора Мьёлльнир.

Страница 1 из 212>

Постоянный адрес статьи

Послать ссылку на этот обзор другу по ICQ или E-Mail:


Разместить у себя на ресурсе или в ЖЖ:


На любом форуме в своем сообщении:

Рейтинг статьи

Рейтинг: 3.0/5 (261 голос)

Добавить на News2.ru Google slashdot YahooMyWeb Digg Technorati Delicious Забобрить эту страницу! Добавить на Newsland.ru Добавить на СМИ2 Добавить на RUmarkz Добавить на Ваау! Добавить на rucity.com Добавить в закладки МоёМесто.ru Добавить на Habr Добавить на Moi Novosti Добавить страницу к Mister Wong Добавить на Moikrug Добавить на Myscoop Добавить на 100zakladok Добавить на NewsGrad




Похожие статьи

1: Пешеходы составляют 40% от общего числа жертв ДТП
В РФ около 40% погибших в дорожно-транспортных происшествиях – пешеходы, сообщил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, выступая на заседании II Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради...

2: Volvo готовит кроссовер V30 на базе C30
В модельном ряду шведской компании Volvo уже в 2010 году может появиться компактный кроссовер V30. Как сообщает голландский Auto Telegraaf, легкий внедорожник, как следует из его названия, будет базир...

3: Прибыль Peugeot за год упала почти в 6 раз
Чистая прибыль второго по величине в Европе производителя автомобилей PSA Peugeot Citroen SA в 2006 г. снизилась в 5,8 раза - до 176 млн евро по сравнению с 1,03 млрд евро, полученными годом ранее. Об...

4: Toyota отзывает полмиллиона автомобилей с неисправным рулем
Крупнейший автомобилестроительный концерн Японии Toyota Motor Corp. отзывает с рынка 533 тыс. автомобилей из-за неисправности рулевого управления. Отзыв коснется спортивных седанов Sequoia и грузовико...

5: Вазовскую "классику" могут адаптировать под "Евро-3"
1 февраля 2007 г. совет директоров АвтоВАЗа может принять решение об адаптации "классического семейства" автомобилей под экологический стандарт "Евро-3". Об этом сообщил представитель Волжского автоза...




Copyright © 2006-2019 ExcelioN
Правовая информация
Все права защищены
.